"Борис Петрович" вступает в бой
6-й отдельный дивизион бронепоездов (6-й ОДБП) был создан в 1939 г. в составе 3-х бронепоездов (БЕПО) — двух легких (№50 и №51) и одного тяжелого (№52). Война застала его в Брянске, а 27 июня он убыл в Гомель. С 29 июня дивизион вел тяжелейшие бои, прикрывая отступление частей Западного фронта. Однако силы были неравны, и к 6 сентября все бронепоезда были потеряны, а оставшийся личный состав вывели на доукомплектование в Москву.
В первые месяцы войны о действиях 6-ого дивизиона писали «Правда», «Красная Звезда», а так же газеты Западного фронта, 21-й и 3-й армий. Военный совет 3-й армии представил дивизион к награждению орденом Боевого Красного Знамени, однако награждение не было утверждено. В конце ноября 1941 года в Москве 6-й ОДБП получил новую матчасть – БЕПО №1 «Истребитель фашизма» и БЕПО №2 «Уничтожим врага». Изменилось и наименование дивизиона — в дальнейшем его предполагалось переформировать, поэтому он стал именоваться 55-й ОДБП.
БЕПО №1 «Истребитель фашизма» строился в Сталинских мастерских локомотивного депо станции «Москва-Пассажирская» Октябрьской ж/д (бронепаровоз) и в депо «Москва» Казанской ж/д (две бронеплощадки); паровозная бригада во главе со старшим машинистом В. И. Виноградовым (впоследствии — Героем Социалистического Труда) была сформирована в депо станции «Москва-Пассажирская» Октябрьской ж/д. БЕПО состоял из бронепаровоза Ов с башней ПВО и двух бронеплощадок – 2-хосной с двумя 45-мм пушками в башнях танков Т-26 и 2-хосной с башнями от танка Т-28.
БЕПО №2 «Уничтожим врага» строился в депо Люблино Курского направления и депо им.Ильича Западной ж/д. БЕПО состоял из бронепаровоза Ов с башней ПВО, 4-хосной бронеплощадки с башнями от танка Т-28 и 2-хосной бронеплощадки с двумя 45-мм пушками в башнях танков Т-26. Дивизион входил в состав МВО (на 1.12.41), Западного фронта (на 1.01.42), 20-й армии Западного фронта (на 1.02.42), 33-й армии Западного фронта. 26 ноября 1941 года дивизион прибыл на ст. Лобня Савёловской ж/д с задачей поддерживать огнём действия 331-й сд 20-й армии Западного фронта в районе Хлебниково — Лобня — Красная Поляна и прикрывать переезд на Рогачёвском шоссе от возможного танкового прорыва, а так же защищать станцию от налетов авиации противника.
В ночь на 27 ноября дивизион вывел эшелон с оборудованием Краснополянской хлопкопрядильной фабрики, предназначенный к эвакуации. Противник открыл минометный огонь, но было поздно — эшелон вышел из полосы обстрела. Утром 27 декабря дивизион атаковала группа бомбардировщиков. Самолеты сделали десять заходов, но плотный зенитный огонь и умелое маневрирование помогли бронепоездам выйти из этой схватки неповреждёнными.
Вспоминает комиссар 6-ого ОДБП А. Е. Локшин: «Каждый боевой день по напряжённости и тяжести походил на предыдущий. Отражали налёты вражеской авиации, в радиорубке то и дело раздавались просьбы пехотных командиров: «Борис Петрович, помоги — дай фашистам прикурить!» И тогда один из бронепоездов спешил на помощь пехоте. Другой же постоянно дежурил у транспортного переезда на станции Лобня. В этом месте фашисты неоднократно стремились прорвать нашу оборону. У переезда нёс свою нелёгкую вахту бронепоезд «Уничтожим врага!». Вдруг по нему открыла огонь вражеская артиллерия. Крепость на колесах ответила. Завязалась дуэль. Мы поняли, что надо ждать атаки. И действительно, через пять минут появились немецкие танки. Бронепоезд стал бить прямой наводкой. Три танка запылали, остальные отступили. В том, что на участке Красная Поляна — Лобня гитлеровцам не удалось продвинуться ни на шаг, есть заслуга и 6-го ОДБП.»
Вспоминает старший машинист БЕПО №1 «Истребитель фашизма» В. И. Виноградов: «В 14 часов, получив команду к выступлению, мы двинули свои поезда на Лобню. Здесь у транспортного переезда, соединяющего Рогачёвское шоссе с Дмитровским, остановились. Бронепоезда было приказано поставить так, чтобы держать под прицелом переезд. При появлении на переезде вражеских танков стрелять по ним и не пропускать на Дмитровское шоссе. Бронепоезд № 1 должен был закрыть собой выходные стрелки и держать под огнем Рогачёвское шоссе. Расстояние между поездами — 150 метров. Только мы заняли свои позиции, вдруг с левой стороны, от станции, где… Рогачевское шоссе, послышались автоматные очереди. Спустя несколько минут по первому бронепоезду, стоявшему на выходных стрелках, грянул залп из пушек. Бронепоезд ответил. Начался огневой бой. Не прошло и пяти минут, как… появились вражеские танки. Завязался бой. С нашей бронеплощадки из первой башни прямым попаданием был подбит первый танк врага. Тут же последовал меткий выстрел второй башни. Был подбит и второй танк. Затем наши артиллеристы дали ещё несколько выстрелов по этим подбитым танкам.
Еще более интенсивный огонь вел бронепоезд № 1, простреливая Рогачевское шоссе. К 18 часам бой прекратился. Враг был задержан. Мы получили приказ отступить, Наш бронепоезд отошел к платформе Шереметьевская, где он должен был охранять Дмитровское шоссе. А бронепоезд № 1 отправился в сторону Бескудникова — охранять железнодорожный мост. Не успели мы укрыть свой бронепоезд, как налетели фашистские самолеты. Но бронепоезд открыл такой огонь из пушек, что гитлеровцы быстро повернули обратно. Воспользовавшись недолгим затишьем, капитан Ананьев вызвал к себе всех командиров и меня и сообщил, что мы должны готовиться к наступательным операциям. Приближалось время наступления — 15 часов. Мы подъехали к выходным стрелкам станции Лобня и заняли позицию, указанную командиром бронепоезда. Ровно в 15 часов капитан Ананьев скомандовал:
— По заданной цели — огонь! Открыли огонь и артиллеристы передовой линии обороны. Словно ураган пронёсся над лесом. Потом в бой вступила пехота. Застрочили пулеметы, автоматы. Могучее «Ур-а-а!» прокатилось по полю боя. Бой длился три часа. К 18 часам стрельба утихла. Попытка врага прорваться к Москве между Красной Поляной и Лобней провалилась. Доблестные войска Западного фронта нанесли здесь серьёзный удар немецко-фашистским захватчикам. После боёв у станции Лобня мы получили приказ: оба поезда поставить на станции Долгопрудная Савеловской железной дороги и охранять мост через канал Москва — Волга. Как дозорный, стоял здесь наш бронепоезд «Истребитель фашизма». Зенитчики отгоняли вражеские самолеты, укрывая мост от бомбежек.»
31 декабря 1941 года командир 55-го ОДБП получил приказ генерал-лейтенанта Я. Федоренко, в котором говорилось, что «для сохранения боевых традиций оставить за вверенным Вам дивизионом прежнее наименование — 6-й отдельный дивизион бронепоездов (6-й ОДБП)». С 21 января по 23 февраля 1942 года дивизион находился в резерве, а позднее участвовал в боевых действиях Брянского и 2-ого Белорусского фронтов. Победный день 9 мая 1945 года дивизион встретил в Восточной Пруссии, на участке Велау — Кёнигсберг. 28 сентября 1945 года дивизион убыл в Москву, а затем в состав Барановичского военного округа. 6-й ОДБП был расформирован не ранее 1946 года.
Всего за годы войны, по данным штаба 6-ого ОДБП, его бронепоезда уничтожили 41 танк, 16 бронемашин и бронетранспортеров, 31 орудие, 25 минометов, 38 пулеметов, 3 реактивных миномета, 134 автомашины, сбили 6 самолетов. За этот же период было награждено орденами и медалями 192 человека из личного состава дивизиона, из них: орденом Боевого Красного Знамени — 6 человек, орденом Александра Невского – 1 человек, орденом Отечественной войны — 10 человек, орденом Красной Звезды — 30 человек, медалью «За отвагу» – 63 человека.
Андрей Дзюбенко,
городской общественный историко-краеведческий портал «Лобненский Архивариус»
www. archivarius-lobnya.ru
Комментарии (9)
RSS свернуть / развернуть