Пятничный позитив ОТ ВАРЯГА. .История и традиции русской бани.

Блог им. variag   variag

БАня всегда была и есть для русского человека не просто местом, где можно принять гигиенические процедуры и очистить свое тело от загрязнений, а особым, почти сакральным сооружением, где очищение происходит не только на физическом, но и на духовном уровне. Ведь недаром же посетившие баню, описывая собственные ощущения, говорят: «Как заново на свет народился, помолодел лет на 10 и очистил тело и душу».


Понятие русской бани и ее появление

Русская баня — это специально оборудованное помещение, которое предназначено для принятия водных гигиенических и тепловых процедур с целью профилактики и оздоровления всего организма.

Сегодня тяжело судить о том, что натолкнуло древнего человека на мысль о создании бани. Возможно, это были случайные капли, попавшие на раскаленный домашний очаг и создавшие небольшие клубы пара. Возможно, открытие это было сделано намеренно, и человек тут же по достоинству оценил силу пара. Но то, что культура парных бань известна человечеству очень давно, подтверждают многочисленные археологические раскопки и письменные источники.

Так, согласно древнегреческому историку-летописцу Геродоту, первая баня появилась еще в эпоху племенных общин. А посетив еще в V в. до н.э. территорию племен, населявших Северное Причерноморье, он подробно описал баню, которая напоминала хижину-шалаш, с установленным в ней чаном, куда бросали раскаленные докрасна камни.


Немытая Европа

Уже более поздние источники указывают на то, что банная культура существовала и в Древнем Риме, правители которого распространили ее на завоеванных территориях Западной Европы. Однако после падения Римской Империи в Западной Европе забыли и баню, и омовение как таковое. На банную культуру установился запрет, что объяснялось в том числе и повальной вырубкой лесов, и, как следствие, нехваткой дров. Ведь для того, чтобы возвести добротную баню и хорошо протопить ее, требуется срубить немало деревьев. Определенную роль сыграла и средневековая католическая этика, которая учила, что обнажение тела даже для мытья является делом греховным.

Падение гигиенических требований привело к тому, что Европа на долгие века погрязла не только в собственных нечистотах, но и болезнях. Чудовищные эпидемии холеры и чумы только за период с 1347 по 1350 гг. унесли жизни более 25 000 000 европейцев!

Банная культура в западноевропейских странах полностью была забыта, о чем свидетельствуют многочисленные письменные источники. Так, по признанию королевы Испании Изабеллы Кастильской она мылась в своей жизни только два раза: когда появилась на свет и когда выходила замуж. Не менее печальная участь постигла и короля Испании Филиппа II, который умер в страшных мучениях, снедаемый чесоткой и подагрой. Чесотка вконец замучила и свела в могилу и папу Климента VII, тогда как его предшественник Климент V умер от дизентерии, которой заразился, поскольку никогда не мыл рук. Неслучайно, кстати, дизентерию уже в 19-20 веках стали называть «болезнью грязных рук».

Примерно в этот же период русские послы регулярно сообщали в Москву, что от короля Франции смердит невыносимо, а одну из французских принцесс попросту заели вши, которых католическая церковь называла божьими жемчужинами, тем самым оправдывая свой бессмысленный запрет на бани и культуру принятия элементарных гигиенических процедур.

Не менее любопытными и в то же время отталкивающими являются и археологические находки средневековой Европы, которые сегодня можно увидеть в музеях мира. Красноречиво свидетельствуя о повсеместно царившей грязи, вони и нечистоплотности, на обозрение посетителям выставлены экспонаты — чесалки, блохоловки и блюдца для давки блох, которые ставились прямо на обеденный стол.

Блохоловки — устройства для ловли и обезвреживания блох, в старые времена неотъемлемый элемент гардероба

Сегодня уже является доказанным тот факт, что французские парфюмеры изобрели духи не для того, чтобы лучше пахнуть, а для того, чтоб под благоуханием цветочных ароматов попросту скрыть запах немытого годами тела. И остается только посочувствовать дочери Великого Князя Ярослава Мудрого Анне, которая после заключения брака с французским королем Генрихом I писала батюшке на родину, дескать:

За что я тебя так прогневала, и за что ты меня так ненавидишь, что отправил в эту грязную Францию, где я толком даже умыться не могу.



А что же на Руси?

А на Руси баня существовала всегда, по крайней мере, если верить византийскому историку Прокопию Кесарийскому, которые еще в 500-х гг. писал, что древних славян культура омовения сопровождает на протяжении всей жизни.

Согласно древним описаниям, баня представляла собой бревенчатое строение с очагом, на раскаленные угли которого время от времени лили воду, которая превращалась в пар. Согласно народным повериям, хранителем бани и ее душой является банник — абсолютно голый старичок, тело которого покрыто листьями от веника. Банника полагалось время от времени задабривать, угощая его хлебом с солью, что лишний раз подчеркивает уважительное отношение славян к самой бане и ее «сущности», которую буквально боготворили.

Появившись на территории Руси еще во времена язычества, когда люди поклонялись культу огня и воды, и баня, и домашний очаг глубоко почитались славянами, что отмечают в своих работах исследователи русского быта И. Забелин и А. Афанасьев. Баня была не просто местом, где можно было очистить свое тело от грязи и принять гигиенические процедуры, но и неким лечебно-профилактическим учреждением, где люди древней врачебной специальности любого хворого могли поставить на ноги.

В свою очередь летописи X-XIII вв. указывают на повсеместное распространение бани у восточных славян, начиная с V-VI вв., когда ее ласково называли мовница, мовь, мыльня и влазня.

И даже с крещением Руси, когда церковь начала активную борьбу с народными врачевателями и всякими суевериями, баня не перестала существовать, а лишь укрепила свое влияние, так как стала местом для обязательного посещения перед выполнением самых важных церковных ритуалов — крещения, венчания, причащения и прочего.


«Протопи ты мне баньку по-белому!»

Баня по-белому, о чем поет в своей песне В. Высоцкий, появилась на Руси гораздо позже бани по-черному, постепенно вытеснив последнюю.

Первое время славяне строили бани без дымохода, по-черному, а в качестве естественной вентиляции использовалась периодически открывающаяся дверь. В бане по-черному дым идет не в дымоход, а в само помещение бани, откуда он выходит через открытую дверь, а также через особое отверстие в потолке или стене (т.н. «трубу»). После того, как топка закончена и угли полностью прогорели, дверь закрывается, труба затыкается, а полок, лавки и пол обильно обмывают водой от сажи и выдерживают баню перед использованием около 15 минут, чтобы она высохла и набрала жар. Потом остатки углей выгребают, а первый пар выпускают, чтобы он унес с собой сажу с камней. После этого можно париться. Баню по-черному сложнее топить и нельзя подтапливать во время мытья (как баню по-белому), но за счет того, что дым съедает все прежние запахи, баня по-черному имеет свою прелесть, недостижимую в бане по-белому.

Позже стали возводить бани по-белому, где источником тепла и пара выступала печь-каменка, имеющая дымоход.

Василий Шевчук. «Русские бани по-черному»Василий Шевчук. «Русские бани по-черному»

Кроме того, в ту пору существовал еще один интересный и необычный способ париться прямо в русской печи. Для этого ее тщательно протапливали, а дно устилали соломой. Затем внутрь печи забирался человек, прихватив с собой воду, пиво или квас, которыми обдавал раскаленные стенки очага и принимал паровую ванну, после окончания которой он выходил и окатывал себя холодной водой. В таком необычном удовольствии себе не отказывали даже немощные и старики, которых попросту вдвигали в печь на специальной доске, а следом влазил здоровый человек, чтобы помыть и попарить слабого, как положено.


Баня для русского — это больше, чем любовь!

Баня сопровождала каждого русского человека от рождения до смерти. Ни в одной другой культуре мира она не получила такого распространения, как на Руси, где ее посещение было возведено в обязательный культ и должно было происходить регулярно.

Без нее не обходилось ни одно торжество, а, встречая даже случайного гостя, хозяин первым делом предлагал ему посетить баню, а потом уже отведать угощение и переночевать. Неслучайно в русских сказках путешественникам помимо крова и ужина всегда предлагается баня.

Девичники и мальчишники, как бы сказали сегодня, обязательно заканчивались посещением бани, а сами молодые, став супругами, обязаны были принимать ее регулярно, каждый раз после супружеской близости, если наутро шли в церковь. В баню положено было идти практически с любой хворью, особенно если речь шла о простуде, насморке, кашле и болезнях суставов.

Терапевтический эффект этой простой и приятной процедуры сравним с сильнейшим воздействием на весь организм человека. Когда каждая клетка организма получает невообразимый заряд энергии, заставляющий ее работать по-новому, тем самым перезапуская естественные процессы регенерации и самообновления. А чередование высоких температур с холодом, когда после посещения бани принято прыгать в снег, прорубь, в реку или просто обдавать себя ледяной водой — это самый лучший способ закаливания и укрепления иммунитета.

Что же до особой любви русских к бане, то она нашла свое воплощение не только в народном фольклоре, но и отображена в исторических документах. Так, русский историк и исследователь обычаев и быта русского народа Н.И. Костомаров неоднократно отмечает в своих работах, что народ ходил в баню очень часто, для того чтобы помыться, подлечиться и просто ради удовольствия. Согласно ему же, для русского человека посещение бани — это естественная потребность и своеобразный обряд, нарушить который не могут ни взрослые, ни дети, ни богачи, ни бедняки.

В свою очередь иностранцы, посещавшие Русь, с удивлением отмечали привычку русского народа очень часто и подолгу мыться, чего они не встречали ни у себя на родине, ни в других странах. На самом деле, как правило, мылись раз в неделю, по субботам. Но для иностранцев, которые почти никогда не мылись, это казалось «очень часто». Так, например, немецкий путешественник Адам Олеарий в свое время писал о том, что в России невозможно найти ни одного города или даже бедной деревни, где отсутствовала бы баня. Они здесь просто на каждом шагу, и их посещают при любой возможности, особенно в периоды нездоровья. И как бы резюмируя, в своих трудах он отмечал, что, возможно, такая любовь к бане не лишена практического смысла, а сам русский люд от того так крепок духом и здоров.

Что же до Европы, то за возрождение обычая париться и регулярно мыться она должна быть благодарна Петру I и русским солдатам, которые, наводя ужас на тех же французов и голландцев, парились в возведенной на скорую руку бане, а затем прыгали в ледяную воду, несмотря на царивший на улице мороз. А отданный в 1718 году Петром I приказ возвести на берегу Сены баню так и вовсе привел парижан в ужас, а сам процесс строительства собрал зевак со всех уголков Парижа.        

Русская баня: корни и традиции

Баня в России почиталась во все времена и являлась местом своеобразным, особенным. Еще в древние времена не обходился ни один дом без пусть маленькой, но своей баньки. Не зря уже давно существует поговорка:

Хозяин на селе тот, у кого баня лучше.

В ней не только принимались ванны и происходили гигиенические процедуры: в них лечились, рожали детей и умирали. Именно в бане девушки гадали на суженого. Да и деревенские знахари нередко проводили там свои мистические обряды. А еще, согласно популярным сказаниям, обитает в бане своеобразный «банный» дух в виде малорослого нечёсаного старичка-банщика, который может любого грешника запарить до смерти. А посему в бане люд старался не только не ругаться, но и говорить тихо. Однако время шло, и от всевозможных суеверий баня отмылась, став главным борцом за чистоту русского люда. Даже в наши дни, при наличии в каждом доме коммуникаций и удобств, баня остается непременным атрибутом истинно русской души.


Немного истории

Когда именно появилась первая русская баня, и кто именно ее придумал — доподлинно неизвестно. Это важное изобретение приписывается всему русскому народу в целом. Упоминание бани в письменных источниках относится к X веку. В «Повести временных лет» про славянские бани говорится:

Диво видел я в Славянской земле… Видел бани деревянные, и натопят их сильно, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это постоянно, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то творят омовенье себе, а не мученье.

О таких чудесах, согласно «Повести временных лет», поведал апостол Андрей удивленным римлянам.

И действительно, русскую баню не сравнить ни с европейскими, ни с азиатскими купальнями. Славяне мылись раз, а то и два в неделю, для них баня имела сакральный смысл. В Европе же в это время банная культура была полностью забыта.

Известно наверняка, что первоначальные бани топили «по-черному». Это означает, что у печей в них не предусматривался дымоход и вся сажа и дым выходили через щели и окна самой баньки. После многократных протопок такие сооружения приобретали черный цвет стен, за что и получили свое название. Сейчас о таком виде парного удовольствия помнят разве что историки. Все остальные привыкли считать традиционной баню с печкой, обложенной камнями и дымоходом. Кроме того, такая банька должна быть снабжена предбанником и удобными деревянными полками для лежания. Изменилось многое, но то, что настоящая баня должна быть из деревянного сруба, осталось неизменным.

А. Васнецов. Общественные бани в Москве в 17 веке. 1922А. Васнецов. Общественные бани в Москве в 17 веке. 1922

Именно это помогает в современных банях не утратить то чувство единения с природой, которое и было заложено в нее изначально.
 

Баня и русская армия

Знаменательную роль сыграла баня в русской армии, особенно во время военных походов. В конце 19 века в России среди армейских чинов разразились огромные споры. Спорили, так ли уж необходима солдату парилка, не пора ли заменить походные бани на европейские душевые. Недорого и эстетично. Спор взялся разрешить лекарь Михаил Гусев, который готовился к защите степени доктора медицины. Гусев набрал две группы добровольцев, заставив их в течение трех месяцев жить по расписанию: принимать пищу в указанные часы, но главное — регулярное посещение бани. Эксперимент доказал, что русская баня — мощный источник здоровья. Все добровольцы за три месяца прибавили в весе, укрепились физически, но главный аргумент: ни один из них «не заболел даже легким недугом».


«Сандуновские» бани

До революции в Москве было 2 млн. жителей и порядка полусотни больших общественных бань. Две бани, хлудовские и сандуновские, ревностно сражались за право называться царь-баней. И все же Москва отдавала предпочтение сандуновским. Они были старше, имели больший статус. Неслучайно московские свахи традиционно, чтоб у молодоженов семейная жизнь сложилась, рекомендовали невесте накануне свадьбы обязательно в «сандунах» попариться, водой из серебряной шайки себя облить.

Неимоверно высоко статус «сандунов» поднял Федор Шаляпин. Он «сандуны» не просто обожал, он в них распевался. И публика, узнав банное расписание кумира в дни его посещения бани, как на концерт ломилась… Кто же откажется бесплатно лучший бас мира услышать.  «Сандуны» превращаются в огромный центр «помывки» не только московского и российского, а в какой-то мере мирового масштаба. Все говорили, что там был какой-то особенный пар. Вот Шаляпин говорил, что именно в «сандунах» пар очень хорошо влияет на его голосовые связки. Он после бани очень хорошо поет, чувствует себя отлично. Будучи в Париже, он как-то сказал, что хорошо было бы сюда русские бани привезти, потому что они очень полезны. 

Сандуновские бани в Москве. ОткрыткаСандуновские бани в Москве. Открытка

«Сандуны» всякому клиенту угодить умели. Так, они первыми из московских бань начали у себя принимать богатых дам с их любимыми собачками. И пока барышни в недрах «сандунов» нежили себя многочисленными процедурами, их гувернантки купали собачек в тазиках с ароматной водой. «Сандуны» привлекали клиентов целебным паром, а также самой чистой в Москве водой, которую очищали выписанные из-за границы фильтры немецкого производства. Мягкая вода «сандунов» позволяла хорошо промыть голову.


Знаменитые «Хлудовские» бани

Хлудовские бани, как и «Сандуны», превратились в своеобразные клубы, где встречались люди высшего света, оговаривая и решая порой сложнейшие дела. Привлекали посетителей и прекрасные рестораны, открытые при банях. Здесь можно было заказать самое редкое вино, самое изысканное блюдо. Лучшие повара Москвы трудились на кухне, ублажая посетителей. При банях традиционно существовали прачечные. Пока клиент мылся, его белье могли постирать, погладить, просушить, подштопать подкладку. Поэтому возле бань всегда можно было видеть мостки и полощущих белье женщин. 

Главным конкурентом Сандунов всегда считались находившиеся в Театральном проезде Центральные (или как их ещё называли – Китайские – по прежнему названию Театрального проезда, пролегавшего вдоль стен Китай-города) Хлудовские баниГлавным конкурентом Сандунов всегда считались находившиеся в Театральном проезде Центральные (или как их ещё называли – Китайские – по прежнему названию Театрального проезда, пролегавшего вдоль стен Китай-города) Хлудовские бани

Хлудовские бани сумели сказать слово, при этом принципиально новое. Они первые в Москве открыли прачечную механическую, где стирку вели машины.
 

Русская баня — мощный источник здоровья

Даже в наши дни традиционная медицина признает положительное влияние водяного пара на отдельные органы человеческого организма. В прошлые же времена в основном только и лечились травами и настойками, которые для лучшего эффекта назначались совместно с процедурами в жаркой русской баньке. Помимо лечения, баня — это отдых для души. Она расслабит ваше тело и очистит вашу душу. В настоящей баньке, под треск горящих дров и ароматный травяной запах пара, по-настоящему задумываешься о бытии. Так было всегда, так осталось и в наши времена.


Традиции русской бани

Как уже говорилось выше, в русской бане принято не только мыться и париться, но и создавать все условия для отдыха души и тела. И именно для этого было придумано немало традиций. Основную из них знают, конечно, все — это знаменитые парные веники. Их применение, виды и особенности использования — тема для отдельного разговора. Существуют книги и отдельные тренинги по правильному составлению и применению веников в банях. Современные врачи также весьма благосклонно относятся к подобной терапии, соглашаясь с народом в том, что таким образом из организма выбивается любая хворь. Но каждый любитель посетить баню наверняка имеет свой собственный способ применения парного веничка, которым будет делиться с вами неохотно, ведь это почти профессиональный секрет. А использование различных травяных сборов? Настоями поливают горячие угли и обрызгивают стены. Сушеные травы развешивают по углам для целебного аромата. Таким образом, вы объединяете отдых с оздоровлением всего организма.

Традиционная русская баня – это не просто заведение, где можно вымыться. Баня – это состояние души, разума и тела, их единство. И так повелось еще со времен Древней Руси. Тот, кто не любит баню, просто ни разу в ней не был.                                                                                                                                                                         

Из истории русской парной бани. Часть 1


Когда англичане попали в Русь через Русский Север, они отметили, что эти варвары топят избы «по-чёрному», потом в них семьями купаются каждую субботу, истязая друг друга битьём хворостинами, а затем с гиканьем бросаются в речку или пруд, с которым рядом находилась баня.

«Русская баня до сих пор считается незаменимым средством от многих болезней.
Во врачебной науке нет такого лекарства, которое равнялось бы с силою… бани».
Н. М. Максимович–Амбодик

***

Бани — специально оборудованные помещения, предназначенные для принятия водных и тепловых процедур с профилактической и лечебной целью, в которых также проводятся и гигиенические мероприятия — мытьё тела. [1] Возникнув на заре истории человечества как первый опыт общения человека с водяным паром, баня нашла широкое применение и закрепилась на протяжении веков как потребность людей в чистоте и исцелении от болезней.


Когда появилась баня

Возможно, толчком к зарождению идеи парной бани послужили капли дождя, попавшие через протекавшую крышу на раскалённые камни домашнего очага, или даже просто вода, случайно влитая на очаг нашими далёкими предками. Существует мнение, что первое использование пара человеком связано с гейзерами. Без преувеличения можно сказать, что парные бани знали и применяли все народы мира. Подтверждением этому может служить тот факт, что при археологических раскопках довольно часто обнаруживаются следы сооружений, предназначенных для водотепловых процедур. Их внешние формы бывают различными, приспособленными к климатическим условиям и используемому материалу, к традициям и образу жизни людей, однако все эти сооружения имеют конструкции (печи) для получения жара, источником которого служили водяной пар, горячая вода или раскалённые камни, обливаемые водой. Всё это позволяет утверждать, что эти найденные археологами сооружения являются банями.

Раскопки Восточной бани XI-XII ввРаскопки Восточной бани XI-XII ввРаскопки ханской бани в городище "Великий Булгар", ТатарстанРаскопки ханской бани в городище «Великий Булгар», Татарстан

Если считать прообразом парилки разогретые камни, образующие пар при обливании водой, то происхождение паровой бани можно отнести к каменному веку. Оздоровительные свойства банного пара были известны многим древним народам в разных частях света, однако были места, где баня была малоизвестна. В частности, это относится к средневековой Европе. Это привело к тому, что в средние века в Западной Европе одна за другой следовали эпидемии чумы, холеры и других тяжёлых заболеваний. Только за три года (1347–1350 гг.) эпидемия чумы унесла в Западной Европе 25 миллионов жителей. Банные традиции в западноевропейских странах к XVIII–XIX вв. стали возрождаться в большей мере под воздействием русского обычая париться и мыться в бане.


Поддай–ка пару!

История русской бани уходит в седую древность. Геродот, посетив в V веке до н.э. Скифию, располагавшуюся в Северном Причерноморье, сообщает о банях, которые использовали скифы [2].

​Геродот Галикарнасский​Геродот Галикарнасский

Устраивали их следующим образом: устанавливали три жерди, верхними концами наклонённые друг к другу, обтягивали их войлоком. В чан, поставленный посреди этой хижины–шалаша, помещали докрасна раскалённые камни. Взяв конопляное семя, залезали в эту войлочную баню и бросали его на раскалённые камни. От этого, замечает историк, поднимался такой сильный пар, что никакая эллинская баня не сравняется с той, какую он видел в скифской степи. Наслаждаясь ею, скифы, по словам Геродота, вопили от удовольствия. От него же мы узнаем о том, что после погребения покойника скифы очищали себя парной баней.

Скифские женщины растирали на шероховатом камне, подливая немного воды, куски древесины кипариса, кедра и ладана. Этим жидким тестом с приятным запахом они обмазывали все тело. Через некоторое время этот слой смывался, тело становилось чистым и блестело [2].

Баня упоминалась в восточнославянских преданиях, с ней связывали происхождение человека. Византийский историк Прокопий Кесарийский (ок. 500–565 гг.) пишет, что баня сопровождала древних славян всю жизнь: здесь их омывали в день рождения, перед свадьбой и после смерти [3].

Баня у древних славян представляла собой небольшое бревенчатое строение, в котором располагался очаг с раскалёнными камнями, на которые лили воду, чтобы образовался пар. Вентиляцию внутри бани осуществляли, открывая двери. Согласно древнеславянским поверьям, в бане живёт весьма занятный персонаж русского фольклора — банник — нагой старик, весь облепленный листьями от веника. Отголоски этих традиций прослеживались на Руси и во времена христианства: в недалёком прошлом, залезая на банный полок, приговаривали: «Крещёный на полок, некрещёный — с полка», а выходя из бани, оставляли на полке ведро воды и веник для банника, приговаривая: «Тебе баня на стоянье, а нам на здоровье». Эти поговорки ещё раз подтверждают, каким уважением пользовалась русская баня в народе.

Баня по-чёрномуБаня по-чёрному

В древнерусской народной медицине, как свидетельствует В. Отамановский, была врачебная специальность, связанная с выполнением лечебных и культовых функций в банях. Наличие в древнерусском языке слов «балий», «обавьник», («обадник»), или «обаньщик» близки по значению и передают различные смысловые оттенки понятия «волхв» — врач. Необходимо отметить, что балий был «прежде всего лечителем, его медицинские функции были тесно связаны с паровой баней». [4]


Письменные упоминания о бане

Согласно летописным сообщениям X–XIII веков паровая баня была повсеместно распространена у восточных славян уже в V–VI веках, что свидетельствует об их высокой культуре. Древние славяне называли баню «мовь», «мовня», «мовница», «мыльня», «влазня» или просто «баня». Подтверждением широкого распространения бани у древних славян служит летописное сообщение, что одной из форм дани, которую одно славянское племя платило другому, были берёзовые веники.

Арабский учёный ибн–Даста, путешествуя по Руси в X веке, отмечал в своих записках, что русские очень любят париться в бане, а затем валяться в снегу или купаться в проруби. Ибн–Даста сообщает также, что в деревнях бани представляют собой землянки, которые используются и как жилища. [5]

В памятнике русской культуры, в летописном творении Нестора «Повесть временных лет» (945 г.), в части, описывающей легендарное путешествие апостола Андрея из Синопа в Рим через Киев и Новгород, есть яркое изображение банной процедуры в Великом Новгороде: «…видех бани древены; и пережгут с вельми, совлокуться, и будут нази и облеются квасом уснияным, и возьмут на ся прутье младое, бьются сами и того ся добьют егда вылезут ли живы, и обдаются водою студеное, тако оживут; и то творят по вся дни и мучими ни сим же, но сами ся мучать и то творят не мовенье себе а мученье». [6]

«Повесть временных лет» (945 г.)«Повесть временных лет» (945 г.)Нестор ЛетописецНестор Летописец

Баня упоминается в договоре Руси с Византией (907 г.) в котором русичи обеспечивают себе право по прибытии в Константинополь пользоваться баней: «…и да творят им мовь елико хотят». [6]

В «Повести временных лет» описано применение бани с целью выполнения очистительного обряда: «Деревнянам же пришедшим повеле Ольга мовь створити рыкуще мце: измывшеся придите ко мне. И влезоша деревляне начиша ся мыти». [6]

Князь Владимир ВеликийКнязь Владимир Великий

В уставе Великого князя Владимира (966 г.) бани именовались заведениями для немогущих, что отражает глубокое понимание бани как действенного терапевтического средства. Никоновский список повествует о том, что в 1019 г. Переяславский епископ Ефрем, ставший впоследствии Киевским митрополитом, повелел строить «…бани и строения банные и врачеве и больницы всем приходящим и безмездно врачевание». Врач–монах Киево–Печерского монастыря Агапит исцелял больных травами и парной баней. Интересно отметить, что по монастырским уставам больных, находящихся на излечении в монастырской больнице, полагалось мыть в бане два раза в месяц.

Внучка киевского князя Владимира Мономаха Евпраксия (Зоя) — первая русская женщина–врач, высоко отзывалась о терапевтическом действии парной бани: «…бодрит тело и веселит душу».

Древнерусская «Повесть о Петре и Февронии Муромских», относящаяся к фольклору древней Руси начала XIII века, хорошо иллюстрирует ведущую роль бани в древнерусской народной эмпирической медицине и характер применявшихся в ней самобытных и часто весьма эффективных лечебных средств [7]. Согласно некоторым спискам этой повести, Муромский князь Пётр, страдавший неизлечимой кожной болезнью, был исцелён в Рязанской земле девушкой–знахаркой Февронией, отец и брат которой были бортниками, т.е. занимались добыванием в лесах мёда диких пчёл. Осмотрев «струпы и язвы» князя, знахарка велела жарко истопить баню, вымыть больного и смазать ему те части тела, «идее же суть струпы и язвы», мёдом диких пчёл. В результате такого лечения больной князь выздоровел — тело его стало «здраво и гладко» [8].

Князя Петра помазывают в бане снадобьемКнязя Петра помазывают в бане снадобьемИсцеленный князь Петр посылает Февронии дарыИсцеленный князь Петр посылает Февронии дары

«Сало было, стало мыло»

В своём стремлении доказать дикость и варварство, якобы царившее в Древней Руси, некоторые авторы даже совершенно ясные и понятные места летописей и других источников пытались толковать по–своему. В частности, например, такие слова из Никоновского списка с совершенно понятным смыслом как «банное строение» пытались расшифровать как «крестильная купель». Если ряд русских историков XVIII в., в том числе ТатищевЩербатовмитрополит Платон и другие в словах из летописи «банное строение» подразумевали народную баню как таковую, то И. Мартос стремился доказать, что речь идёт о крестильной купели. [9] Спор по этому вопросу вёлся долгие годы при участии таких исследователей–историков, как КогановскийБолтинЗуев и др.

Н.А. Богоявленский, врач-эпидемиолог и историк медициныН.А. Богоявленский, врач-эпидемиолог и историк медициныИсследователь древнерусской медицины Николай Алексеевич Богоявленский отметил, что изображениями мылен более всего богата житийная литература, например, «Повесть о Петре и Февронии»[10] На миниатюрах можно наблюдать, что подогревание воды производилось путём помещения в чан раскалённых камней или горячих железных гирек. Внутри бани показаны шайки, корцы, скамьи. Тело растиралось «грубою» (мицелием древесного гриба), соломой, мочалкой, ветвями можжевельника. Помывка в бане сопровождалась обязательной сменой белья, ибо «чистое мытиё и частое переменяние платия вшам множиться не даёт» — сказано в «Вертограде» ещё в XVIII веке (собрание В. Груздева, № 8).

«Убрусец» — полотенце — можно наблюдать главным образом в житийных миниатюрах XVI–XVIII веков, а также в миниатюре, изображающей сцены омывания умершего рязанского князя Василия Ивановича (1483). Коротким полотенцем сын умершего утирает себе слезы (лист 371, оборот Шумиловского тома).

На Руси в бане пользовались мылом, которое варили как в домашних условиях, так и в специально приспособленных помещениях с давних времён. С той поры до наших дней дошла старая поговорка: «Сало было, стало мыло», потому что для изготовления мыла использовалось говяжье, баранье и свиное сало, правда, применяли ещё и растительные масла, например, льняное. Целые деревни занимались «поташным промыслом» — так тогда называли производство мыла. Особенно ценилась продукция валдайских и костромских мастеров–мыловаров.

Для царя и особ к нему приближённых, Аптекарский приказ специально готовил «мыльный состав» (1630), так как бани считались медицинским пособием при различных недугах. [11] Кроме мыла, для мытья тела в бане применялся т. н. щёлок, получаемый из древесной золы. О его широком употреблении говорит тот факт, что даже новорождённого ребёнка купали в тёплой воде с небольшим количеством щёлока, правда, полученного из соломенной золы, которая считалась нежнее, чем древесная. Необходимо добавить, что детей на Руси рано начинали водить в баню, припаривать там берёзовым веником, предварительно смазав кожу ребёнка толстым слоем дрожжей и завернув его в пелёнку. В своём исследовании «Физическое воспитание детей у различных народов России» Е. А. Покровский отмечает: «Свою страсть к мытью и парению русские переносят и на детей… их парят и моют часто, и особенно при каждом нездоровии, при каждом крике, при малейшем подозрении на сглаз». [12]

Женщины, заботясь о здоровье и красоте кожи, с успехом использовали пищевые продукты в виде косметических масок: молоко, простоквашу, ржаной хлеб, сметану, хлебный квас, мёд, толокно, растительное и сливочное масла, огурцы, яйца и т. д. и т. п., а также листья, корни, плоды многих растений как в сыром измельчённом виде, так и в виде настоев, отваров и напаров. В бане применялись такие распространённые растения, как ромашка, зверобой, подорожник, чистотел, лопух, дубовая кора, крапива, мята и др.

Автор: Владимир Козырев         ruvera.ru/parnaya_banya_1


Вместо заключения

Согласно мнению многих исследователей культуры и быта русского народа, секрет русской бани прост: она очищает и оздоровляет одновременно. Да и само архитектурное решение сооружения незамысловато и представляет собой обычное помещение с печкой-каменкой, что позволяет иметь его человеку любого достатка и положения.

Что же до особой любви к бане и популярности банного ритуала на протяжении всей истории, то это лишний раз подчеркивает стремление каждого русского человека к чистоте, опрятности, здоровью, ясномыслию и порядочности. Банная традиция, несмотря на то, что внешне остается бытовым явлением, является важным элементом культуры, который благоговейно хранится, передаваясь из поколения в поколение, и остается важным признаком принадлежности к русскому народу. Таким образом, пока существует русский народ, до тех пор будет существовать и баня. 

  • Оценка: 0
    • Отобразить местоположение

Комментарии (29)

RSS свернуть / развернуть
0
avatar
variag +3180.18

В.П. Рассохин. Бани на НеглиннойВ.П. Рассохин. Бани на Неглинной

 
0
avatar
variag +3180.18
Историк И. Е. Забелин. О царской бане

Сегодня не так часто пишут о бытовых традициях древней Руси — историки изучают главным образом политическую историю. Однако в русской историографии есть имена исследователей, которые уделяли внимание жизни русского народа не меньше времени, нежели завоевательным походам, сражениям и экономическим реформам. Среди таковых исследователей — замечательный русский историк-археолог Иван Егорович Забелин. Публикуем главу из его книги «Домашний быт русских царей», посвященную царской бане.

Биографическая справка. Иван Егорович Забелин родился в 1820 г. в Твери в бедной семье. Окончив курс в преображенском училище в Москве, не мог продолжать образование по недостатку средств, и в 1837 г. поступил на службу в оружейную палату канцелярским служителем второго разряда. Знакомство со Строевым и Снегиревым возбудило в нем интерес к изучению русской старины.

И. Е. Репин Портрет И. Е. Забелина (1877)И. Е. Репин Портрет И. Е. Забелина (1877)

По архивным документам он написал свою первую статью о путешествиях русских царей на богомолье в Троице–Сергиевскую лавру. В 1859 г. он перешел в Императорскую археологическую комиссию младшим членом, и ему были поручены раскопки скифских курганов в Екатеринославской губернии и на Таманском полуострове близ Керчи, давшие множество драгоценных находок. В 1871 г. Забелин получил степень почетного доктора русской истории от университета святого Владимира. В 1879 г. избран председателем Общества Истории и Древности и затем товарищем председателя исторического музея. В 1884 г. Забелин член-корреспондент, а в 1892 г. — почетный член Академии Наук. Забелин скончался 31 декабря 1908 г. Исследования Забелина касаются, главным образом, древнейшей киевской эпохи и московского периода русской истории.

В области истории внешнего быта и археологии древнейших времен труды его занимают видное место. Забелин рассматривает также основные начала русской жизни. Характеристические черты его — вера в самобытные творческие силы русского народа и любовь к низшему классу, «крепкому и здоровому нравственно народу-сироте, народу-кормильцу».
 

О царской бане

Из опочивальней ближе всего перейти в мыленку, которую в наше время заменила ванна. Мыленка в древних царских хоромах помещалась или в подклетах, или в одном ярусе с жилыми комнатами, отделяясь от них небольшим переходом и даже одними только сенями. В мыленку также вели особые сени, называвшиеся мовными, мыленными, передмыленьем (то же, что теперешний передбанник или сторожка во всенародных банях), где обыкновенно раздевались. В этих сенях у стен были лавки и стоял стол, накрытый обыкновенно красным сукном, на котором клали мовную стряпню, т. е. мовное платье, в том числе колпак и разные другие вещи, которые надобились во время мытья, например, простыни, опахала тафтяные или бумажные, которыми обмахивались, когда, после паренья, становилось очень жарко.

Мовные сени, восстановленные по старинным чертежам и обмерам. Убранство восстановлено по сохранившимся описаниям. Вдоль стен стоят достаточно широкие пристенные лавки. Их накрывают полавочники. Дворец царя Алексея Михайловича в музее-заповеднике «Коломенское»Мовные сени, восстановленные по старинным чертежам и обмерам. Убранство восстановлено по сохранившимся описаниям. Вдоль стен стоят достаточно широкие пристенные лавки. Их накрывают полавочники. Дворец царя Алексея Михайловича в музее-заповеднике «Коломенское»

Внутреннее устройство мыленки было таково: в углу стояла большая изразчатая печь с каменкою, или каменицею, наполненною «полевым круглым серым каменьем», крупным, который назывался спорником, и мелким, который назывался конопляным. Камень раскаливался посредством топки внизу каменки. И каменка, и эта топка закрывались железными заслонами. От печи по стене, до другого угла, устраивался полок с несколькими широкими ступенями для входа, как и в теперешних банях. Далее по стенам до самой двери тянулись обычные лавки.

Мыленка освещалась двумя или тремя красными окнами с слюдяными оконницами, а место на полке — волоковыми. Обыкновенный наряд мыленки был такой же, как и других комнат. Двери и окна со вставнями и втулками обивались красным сукном по полстям, или войлоку, с употреблением по надобности красного сафьяна и зеленых ремней для обивки двери. Оконный и дверной прибор был железный луженый. Окна завешивались суконными или тафтяными завесами. В переднем углу мыленки всегда стояла икона и поклонный крест. Так, в 1692 г. в мыленку царевен меньших выменен был образ Богородицы и медный крест — поклонный.

Когда мыльня топилась, т. е. изготовлялась для мытья, то посреди нее ставили две липовые площадки (род чанов или кадей ушата в четыре), из которых в одной держали горячую, в другой — холодную воду. Воду носили в липовых изварах (род небольших ушатцев или бадей), в ведрах и в шайках (1684 г., в августе, в село Коломенское в мыленку взято 2 кади липовых облых по 30 ведр, 2 кади по 20 ведр, четыре извары липовых же по 5 ведр, 20 ушатов, 20 гнезд ведр.), наливали медными лужеными ковшами и кунганами, щелок держали в медных же луженых тазах. Квас, которым обливались, когда начинали париться (Обыкновение древнейшее, записанное на первых страницах нашей древнейшей летописи (ПСРЛ. Т. 1. С. 4).), держали в туезах — больших берестяных бураках.

Баня-мыльня. Пол в мыльне устроен «в решь», как это называлось в XVII веке. Убранство интерьера бани воссоздали по немецкой гравюре XVII века. Дворец царя Алексея Михайловича в музее-заповеднике «Коломенское»Баня-мыльня. Пол в мыльне устроен «в решь», как это называлось в XVII веке. Убранство интерьера бани воссоздали по немецкой гравюре XVII века. Дворец царя Алексея Михайловича в музее-заповеднике «Коломенское»

Иногда квасом же поддавали пару, т. е. лили его в каменку на раскаленный камень спорник. Нередко для того же употреблялось и ячное пиво. Мылись большею частью на свежем душистом сене, которое покрывали, для удобства, полотном и даже набивали им подушку и тюфяки. Кроме того, на лавках, на полках и в других местах мыленки клались пучки душистых, полезных для здоровья трав и цветов, а на полу разбрасывался мелко нарубленный кустарник — можжевельник, что все вместе издавало весьма приятный запах.

Баня отапливалась печью-каменкой. В ней нагревали, раскаляли камни и затем бросали в воду. Таким образом вода нагревалась. Дворец царя Алексея Михайловича в музее-заповеднике «Коломенское»Баня отапливалась печью-каменкой. В ней нагревали, раскаляли камни и затем бросали в воду. Таким образом вода нагревалась. Дворец царя Алексея Михайловича в музее-заповеднике «Коломенское»

В течение 1699 г. в царские мыленки отпущено было с подмосковных лугов сена мягкого шестнадцать копен мерных с полукопною. Веники составляли также одну из самых необходимых вещей в мыленках: поэтому на всех крестьян подмосковных волостей положен был оброк вениками. В течение года обязывались доставить про царский обиход: крестьяне Гвоздинской волости 320 веников, Гуслицкой 500, Селинской 320, Гжельской 500, Загарской 320, Раменской 170, Куньевской 750, села Новорожественного 130; всего 3010 веников. Впрочем, не всегда этот оброк поставлялся натурою: крестьяне нередко платили мовным истопникам, вместо веников, деньгами, по 23 алтына 2 деньги за сотню. Для отдохновения после мытья и парки в мыленке стояли скамьи с подголовками, а на лавках клались иногда мовные постели.

В 1670 г., в мае, в мыленку царя Алексея была сряжена мовная постеля из лебяжьего и гусиного пуху в камчатой желтой наволоке; в ней зголовье (подушка) в такой же наволоке и под постелю бумажник (матрац) в червчатой камчатной наволоке, набитый хлопчатою бумагою. В ночное время мыленка и мовные сени освещались слюдяными фонарями. Для стока из мыленки ненужной воды проводились желоба, а если мыльня находилась в верхнем этаже хором, то пол в ней и по стенам до лавок выстилали свинцовыми досками, которые по швам спаивались.

0
avatar
variag +3180.18
Известные люди о русской бане

Большинство русских мыслителей, среди которых немало писателей, поэтов, государственных деятелей, политиков и полководцев очень любили русскую баню. Неизгладимое впечатление русская баня произвела также и на многочисленных иностранцев, побывавших на Руси. Сайт «Русская вера» публикует наиболее яркие и запоминающиеся высказывания о русской бане.

***

Историк Иван Егорович Забелин (1820-1908):

«Летописец Нестор писал, что русские любили париться в банях, относя это ко временам Апостольским».

«Несомненно, что Ибн–Даст слышал о наших северных банях, о которых, по летописному преданию, рассказывал в Риме еще св. апостол Андрей, обошедший вокруг Европейский материк известным Варяжским путем по востоку и по западу».


***

Полководец Александр Васильевич Суворов (1730-1800):

«Портки последние продай, но после бани выпей».

«На минеральные воды посылай здоровых богачей, прихрамывающих игроков, интриганов и всякую сволочь. Там пусть и купаются в грязи. А я истинно болен. И мне нужна — молитва, деревенская изба, баня, каша и квас».

 

 

***

Писатель Александр Трифонович Твардовский (1910-1971):

«В жизни, мирной или бранной,
У любого рубежа,
Благодарны ласке банной
Наше тело и душа
».
 

 

 

***

Российский поэт-сатирик Павел Васильевич Шумахер (1817-1891):

«Лишенный сладостных мечтаний,
В бессильной злобе и тоске,
Пошел я в Волковские бани
Распарить кости на полке.
И что ж? О радость! О приятство!
Я свой заветный идеал —
Свободу, равенство и братство —
В торговых банях отыскал
».

 

 

***

Писатель и журналист В. А. Гиляровский (1855-1935) в своей знаменитой книге «Москва и москвичи»:

«Москва без бань не Москва. Единственное место, которого ни один москвич не миновал — это баня. Причем <...> все они имели постоянное население, свое собственное, сознававшее себя настоящими москвичами».

В роскошных Сандуновских банях, отмечает исследователь, перебывала и грибоедовская, и пушкинская Москва, та, которая собиралась в салоне блистательной Зинаиды Волконской и в престижном Английском клубе. Ведя рассказ о банях, писатель приводит слова старого актера Ивана Григоровского: «И Пушкина видел… любил жарко париться».

В. А. Гиляровский так описывает процедуру пребывания Пушкина в бане: «Поэт, молодой, сильный, крепкий, «выпарившись на полке ветвями молодых берез», бросался в ванну со льдом, а потом опять на полок, где снова «прозрачный пар над ним клубится», а там «в одежде неги» отдыхает в богатой «раздевалке», отделанной строителем екатерининских дворцов, где «брызжут хладные фонтаны» и «разостлан роскошный ковер...».

«Единственное место, которое ни один москвич не миновал, — это БАНЯ». «Москва без бань — не Москва».

«Бани в Москве, как правило, строились у реки, чтобы быстро окунуться в воду, а потом вернуться в жаркую парилку. Зимой же для этого специально делали проруби».


***

Русский писатель и историк Николай Михайлович Карамзин (1766-1826):

«Дмитрий Самозванец никогда не ходил в баню: жители московские заключили из этого, что он не русский».

«Слово баня и в нашем новом Завете употребляется в смысле крещения».

 

 

 

***

Оперный певец  Павел Иванович Шаляпин (1873-1938):

«Любил я с отцом ходить в баню… Там мылись и парились мы часами; до устали, до изнеможения. А потом, когда ушел я из дому, помню: в какой бы город я ни приезжал, первым долгом, если хоть один пятак был у меня в кармане, шел я в баню и там без конца мылся, намыливался, обливался, парился, шпарился — и опять все сначала».

«Милая наша Москва! Несравненная!.. Наше хорошее ни с чем сравнить нельзя… Утомительно, тяжко, и чувствую себя как бы на каторжных работах… О веселых днях не приходится думать, единственное развлечение — турецкая баня, конечно, не наша родная. Я особенно отчетливо вспоминаю, как мылись в Сандунах и как ели стерляжью уху, помнишь?»

 

***

Испанский врач Антонио Нуньес Риберо Санчес (1699-1783), который долгое время работал лекарем при дворе императрицы Елизаветы Петровны, издал в Европе книгу «Уважительные сочинения о русских банях», где пишет:

«Искреннее желание мое простирается только до показания превосходства Бань Российских перед бывшими издревле у греков и римлян и пред находящимися ныне во употреблении у турков, как для сохранения здоровья, так и для излечения многих болезней».

«Всяк ясно видит, сколь бы счастливо было общество, если б имело нетрудный безвредный и столь действительный способ, чтоб оным могло не токмо сохранить здоровье, но и исцелять или укрощать болезни, которые так часто случаются. Я, с моей стороны, только одну российскую баню, приготовленную надлежащим образом, почитаю способною к принесению человеку столь великого блага...»


***

Историк Леонид Васильевич Милов (1929-2007):

«Старательная крестьянская женка детей своих каждую неделю мыла раза по два и по три, белье каждую неделю на них переменяла, а подушки и перины часть проветривала на воздухе, выколачивала. Для всей семьи обязательна была еженедельная баня».



 

 

***

Профессор кафедры лечебной физкультуры и реабилитации Анатолий Андреевич Бирюков (1930):

 

«В начале XVIII века стояли возле Кузнецкого ряда… у реки Неглинной, деревянные бани. Мылся в них торговый люд — кузнецы, грузчики, возчики. А на другой стороне Неглинной, неподалеку от Охотного ряда, топились бани Авдотьи Ламакиной. Каждый посетитель бани сам доставлял себе воду для мытья, черпая ее из Неглинной при помощи журавля».

 

 

В.П. Рассохин. Бани на НеглиннойВ.П. Рассохин. Бани на Неглинной

***

Камер-юнкер Фридрих Берхольц (начало XVIII) в своих записках о России пишет:

«Здесь почти при каждом доме есть баня, потому что большая часть русских прибегает к ней, по крайней мере, раз, если не два, в неделю...»

***

Писатель Алексей Николаевич Толстой (1882-1945):

«Без Петербурга да без бани нам как телу без души».

***

Французский писатель и путешественник Теофиль Готье (1811-1872) в своей книге «Путешествие по России», говоря о русской бане, отмечал, что «под своей рубахой русский мужик чист телом».
 

***

Курляндский торговец Яков Рейтенфельс (XVII в.), живший в Москве в 1670-1673 годах, отмечает в записках о России:

«Русские считают невозможным заключить дружбу, не пригласив в баню и не откушав затем за одним столом».

***

Немецкий путешественник Айраман (XVIII в.) пишет:

«О банях московитов или их привычках мыться я хочу вкратце вспомнить, потому что у нас неизвестно… В общем, ни в одной стране не найдешь, чтобы так ценили мытье, как в этой Москве. Женщины находят в этом высшее свое удовольствие»    ruvera.ru/vyskazyvaniya_o_bane

0
avatar
variag +3180.18

Сегодня уже является доказанным тот факт, что французские парфюмеры изобрели духи не для того, чтобы лучше пахнуть, а для того, чтоб под благоуханием цветочных ароматов попросту скрыть запах немытого годами тела. И остается только посочувствовать дочери Великого Князя Ярослава Мудрого Анне, которая после заключения брака с французским королем Генрихом I писала батюшке на родину, дескать:

За что я тебя так прогневала, и за что ты меня так ненавидишь, что отправил в эту грязную Францию, где я толком даже умыться не могу.

 
0
avatar
variag +3180.18
Высоцкий: «Протопи ты мне баньку по белому..»- 4-(8:08). СЛУШАТЬ youtube.com 2 дек 2011320 тыс. просмотровВысоцкий: «Протопи ты мне баньку по белому…         
0
avatar
variag +3180.18
0
avatar
variag +3180.18
0
avatar
variag +3180.18
0
avatar
variag +3180.18
0
avatar
variag +3180.18
0
avatar
variag +3180.18
+1
avatar
МАВ +253.02
Да глупости все это! Так я считал, поскольку меня в детстве насильно затаскивали в парилку, где после физического сопротивления не возможно было даже дышать. Лишь в 90-х, мой друг, державший баню на КитайГороде, пригласил попробовать это, как потом оказалось, чудо. С тех пор я стал фанатом бани. Жаль, что зрение не позволило разом прочитать всю выложенную инфу. Идите вы все в баню! И, с легким паром!
0
avatar
variag +3180.18
0
avatar
variag +3180.18
0
avatar
variag +3180.18
+1
avatar
МАВ +253.02
Кстати, если я кого то посылаю в баню, это означает доброе пожелание очистить мозги и на этой почв осмыслить свое поведение и высказывания(если в этом есть необходимось. Точно так же воспринимаю подобный отсыл в отношении себя. А по сему, не считаю это чем то оскорбительным, а скорее наоборот пожеланием здоровья во всех смыслах.
0
avatar
variag +3180.18
0
avatar
variag +3180.18
0
avatar
variag +3180.18
0
avatar
variag +3180.18
0
avatar
variag +3180.18
0
avatar
variag +3180.18
0
avatar
variag +3180.18

– Царь-батюшка, дракон проголодался! 
– А что он ест? 
– Девушек невинных. 
– Жаль зверюшку, сдохнет он у нас...


Звонок в дверь. Хозяйка открывает. 
– Здравствуйте, я ваш сосед. 
– Сверху или снизу? 
– Что, вот так сразу?


– Дорогой, мы уже давно встречаемся, мне кажется, у нас всё серьёзно. Не пора ли тебе представить меня своим родным? 
Мужик, почесывая в затылке: 
– Даже не знаю… Жена с тёщей на курорте, дети в лагере...


– Здравствуйте! Мой папа помешан на Лайме Вайкуле. Пожалуйста, сделайте что-нибудь! Лайма Сидоров, 9 лет.


– Алло… Да… Ну… Хорошо, я подумаю.... 
– Кто звонил, милый? 
– Петя. Зовёт нас в гости – походу, он что-то отмечает... 
– Да? Хм… А что он сказал-то? 
– Он сказал, цитирую: Бвебуакхе, беве, бе...


Парикмахерская. Мастер бреет клиента. Справа зайдёт, поработает, слева. За этой процедурой следит кот. То слева зайдёт за мастером, то справа. Клиент спрашивает: 
– У Вас кот наверное учёный? 
– Нет. Он ухо ждёт.


– И всё-таки она вертится! – сказал космонавт, приземлившись вместо Казахстана в Эфиопии.


– Ну, мальчик, проси, что хочешь? 
– Плейстейшн. 
– С тебя стишок. Наша Таня громко плачет, уронила в речку… что? 
– Мячик. 
– Правильно, мальчик, вот тебе мячик, а ты говоришь – плейстейшн.


Муж – жене: 
– Ты же не накрасилась! 
– Ничего страшного. 
– Как ничего страшного? А ты?


– Мы с женой повстречались на дискотеке... 
– Как романтично! 
– Да куда уж романтичней! Я-то думал, что она дома с детьми сидит.


Пьяный мужик заваливает домой, съедает торт и ложится спать. Утром его будит сын: 
– Пап, ты не видел мой барабан?


– Отличный вечер, может, зайдёмте ко мне выпить кофе? 
– Ну, я даже не знаю, кофе на ночь как-то... 
– Пожалуйста! У меня не было кофе уже полгода!


Приходит мужик домой, а в зале сидит в кресле тёща, гладит огромного добермана и тут громко говорит: 
– Зять!


Если ты на диете, помни золотое правило: хочешь жрать – жри яблоко, не хочешь яблоко – не хочешь жрать.


Вот завтра встану пораньше, пообедаю и всё доделаю...


Позитивный человек – это тот, которого послали, а он вернулся довольный и с магнитиками!


Волк с очень, очень, ну оооочень хорошим зрением воет на Плутон.


Отучить жену покупать всё подряд нетрудно: попробуйте обмывать с ней каждую её покупку.


Учёные утверждают, что лимон полезен для здоровья. Особенно, если это лимон баксов!


После того как Эдик сломал штопор, Коля – зуб, а Юра – палец, девочки перестали выпендриваться и стали пить водку.


Звоню подруге, спрашиваю как прошли выходные. 
После долгой паузы: 
– Как?! Прошли?!


– Свет мой, зеркальце, скажи, да всю... 
– Толстая!


– Суп ему, видите ли, не нравится! Всю неделю нравился, а сегодня не нравится!


Муж выкладывает из домашнего бара все спиртные напитки и складывает в сумку. Жена спрашивает: 
– Коля, зачем нам столько? Мы ведь только на два дня на дачу едем! 
– Это не мы на два дня на дачу едем, это наш сын на два дня дома остаётся!


– Помни, после праздников тяжело только первые четыре дня!


Никто не слушал тамаду, никто не говорил тосты, никто не поздравлял жениха и невесту: в кафешке был бесплатный Wi-Fi.


Мила Йовович вышла замуж за какого-то рэпера. Теперь она Мила Йоуйоувович.


– Мне похудеть бы надо, кстати! – Ворчала Ира за столом. 
Она сегодня днём с кровати упала сразу с двух сторон.


Неловко вытянула ногу, жуткая боль в стопе. Кричу мужу: «Ногу свело!» А в ответ: «Рамамба Хару Мамбуру!» Заботливый.


Только в России жопа – это не часть тела, а событие! А полная жопа – это вообще комплекс мероприятий!



Источник: http://www.beesona.ru/anecdote/p2/
При копировании материалов с сайта, активная ссылка на оригинальный материал обязательна.
Все права защищены © Beesona.ru
0
avatar
variag +3180.18
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.