"Долгопрудненская осень". Мнение зрителя.
Вначале перечислю тех, кто получил в этом году «областного оскара». Лучшим спектаклем по мнению жюри (гран-при фестиваля) стал «Заповедник» Мелиховского театра «Чеховская студия». Лучший спектакль по мнению зрителей — «Не все коту масленица» любительского театра «Конфетти», г.Долгопрудный. Артисты Мелиховского театра Сергей Кирюшкин и Юрий Голышев взяли лучшую мужскую роль первого и второго плана. Лучшая женская роль – Анна Сорокина (спектакль «Гипнотизёр» Истринского драматического театра). Лучшая женская роль второго плана – Татьяна Жемчужная (роль Коровы из «Маленькой сказки», долгопрудненский театр «Город» ).
>
Что конкретно порадовало на фестивале:
- Превосходные детские спектакли. По-прежнему трогают, умиляют, пробуждают добрые чувства.
- Ремонт в театре. Приятно зайти.
- Отсутствие в жюри понтовой дамы О. Игнатюк, которая загаживала всем мозги на предыдущих фестивалях. Слава Богу, в этот раз никто из жюри не предавался словоблудию и не мельтешил по сцене.
А вот взрослые спектакли немного озадачили. Почти в основной своей массе коллективы избрали комедийные постановки. Оно бы и замечательно, если бы не изобилие пошлых, тупых шуток с сексуальным подтекстом, причём вульгарного толка. То есть – когда пошло и не смешно. (Потому как бывают пошлые шутки, но при этом смешные.)
Самым унылым комедийным спектаклем выглядела лобненская «Любо-f-f-comediya» (Театр «Камерная сцена», г.Лобня). Герои, запутавшиеся в любовном треугольнике, предстают перед нами в костюмах Пьеро, Мальвины и Буратино, и пытаются решить свои внутренние проблемы. Решают они их опять же клоунским путём, и уже по этой причине серьёзное отношение к этим клоунским страстям невозможно. Кукольные валяния по сцене, сигания друг через друга, задирание нижних конечностей и шутки типа: «она никогда не чистит за собой бритву, после того как побреет ноги» не способствовали единению зрителей с происходящим на сцене. По моему мнению, наш зритель достоин более тонкого и красивого юмора. А вообще всегда обидно за актёров, которым навязывают дурные роли, и которые вынуждены волочить непосильный груз, взваленный на их плечи сценаристом и режиссёром.
Немного расстроила постановка Анатолия Гукова «Дымов! Дымов же!». (Хотя бесконечно уважаю Гукова как актёра.) Зачем выбирать для постановок именно те пьесы Чехова, которые вообще плохо инсценируются? Актёры вынуждены были не столько играть, сколько проговаривать свои роли в качестве чтецов: «Ах! – воскликнула Ольга, и в исступлении уронила платочек...» Актёр комментирует свои же действия, совмещая в себе и роль рассказчика, и роль героя. На уши зрителей это ложится густой и «трудноусвояемой» кашей.
Более-менее сносно смотрелся спектакль «Гипнотизёр». Но и тут шутки типа «кухня площадью шесть метров понятна для галёрки, а первым рядам этого не понять…» не прокатывали. Это и неуважение к зрителю вообще, и абсолютная несуразица, т.к. билеты для всех зрителей в театре «Город» стоят одинаково, а место и ряд каждый выбирает сам исходя из собственного удобства, а не толщины кошелька. Шутки явно петросяновского пошиба (если не хазановского), устарели минимум лет на десять.
«Заповедник» — действительно лучший спектакль! Актёры играли как боги-олимпийцы, ну и конечно, Довлатов «не подкачал», по рассказу которого поставлена пьеса. По сюжету молодой писатель приезжает поработать в пушкинский заповедник «Михайловское». И потихоньку спивается, попадая в окружение таких же злосчастных персонажей, чья жизнь подверглась совковой мясорубке. И даже майор КГБ Беляев, вызывая парня на ковёр, начинает его песочить лишь после того, как откупорит бутылку. Браво! Безысходность, бессмыслица, остроумие доведены до совершенства. Подобное описывал разве что В.Ерофеев в поэме «Москва-Петушки».
Кроме одного «но». Что дозволено Довлатову — не дозволено режиссёру. Реплики типа «х***к – и срубил червонец!» и красочные байки про подхваченный от косоглазой проститутки триппер произвели впечатление ушата помоев, щедро выплеснутого в зрительный зал. Некоторые бабушки повставали с мест и демонстративно вышли. Жюри тоже ойкнуло, и не один раз. Да, в этой повести Довлатов описывал, натянув маску автобиографического героя-интеллигента, период своей работы в пушкинском заповеднике. Всё так и было. В книге эта мерзость смотрится очень органично, поскольку она правдива и жизненна. Со сцены же это звучит пошло, грубо и глупо. По-настоящему тонкие, остроумные, неподражаемые шутки были словно перешиблены обухом нецензурщины.
В целом – понравилось! Обилие сальных шуток списываю на объявленный президентом Год семьи. Видимо, даже театральное искусство в этот год призвано служить росту демографической кривой. Кстати, долгопрудненский спектакль «Разговор, которого не было» выглядит на этом фоне очень достойно. Актёры сумели пробудить интерес к проблемам своих героев, не прибегая к помощи скользкого юмора и дрыганья в жанре клоунады. Жаннетта Владимировна в этом плане – величайший стратег. Дозволяя другим делать глупости, не делает их сама.
Вне зависимости от высказанного мною мнения, благодарю организаторов фестиваля и его участников. Вы вызвали у зрителей эмоции и разногласия, заставили их спорить и мыслить. А если зритель мыслит – следовательно, он существует.
Комментарии (15)
RSS свернуть / развернуть