"Малефисента": антихристианская сказочка для продвинутых малышей

Имидж Малефисенты, королевы болот и начальницы над лесной компьютерной нечистью, весьма не двусмысленен — витые рога и адские крылья (в православной иконографии такие крылья именно у падших ангелов). Ну да ладно, прилепили рога и прилепили. Так нет же, авторы начинают усердно рыхлить биографию двурогой дамочки: откуда произошла её ненависть ко всему сущему? Оказывается, в детстве Малефисента была милой двурогой девочкой и влюбилась в местного принца. А он вырос, стал богатым и противным, наплевал на любовь, заодно и крылья у возлюбленной стащил. Стало быть, Зло появилось в тутошних местах вынужденно… Оно как бы само по себе белое и пушистое, но вот если бы не обстоятельства… Среда, так сказать, «заела». Человек подножку подставил. В христианской онтологии, как мы помним, все было несколько иначе: сначала уклонились от Бога падшие ангелы, потом они увлекли за собой человека. Но то в христианской, которая скууушная и не гламурррная. Потому авторы порешили затеять большую стирку в отношении тёмных сил, и начался процесс их отстирывания, отбеливания и прополаскивания с кондиционером.
Из мести Малефисента насылает проклятие на новорожденную дочь короля: в 16 лет принцесса уколется веретеном и уснёт вечным сном. Вплоть до этого времени Малефисента тайком оберегает малышку, ибо три добрые феи, которым она была вручена на воспитание, оказались на редкость тупыми. Ещё одно смачное «фи» в сторону добрых сил – они почему-то в американских сказках постоянно «тормозят», что в магическом, что в умственном отношении.
А вот дальше худо-бедно ковылявшая фантазия авторов и вовсе полетела под откос безо всяких тормозов. Принц, которого повстречала принцесса накануне своего 16-летия, оказался непригодным к «поцелую любви», поэтому в порыве раскаяния и отчаяния Малефисента сама поцеловала свою воспитанницу – и вот оно! Чудо совершилось. Зло совершило поцелуй любви и воскресило к жизни усопшую… Это самый одиозный, и самый же «корявый» момент во всем фильме, в силу своей онтологической лживости. Ну, это если учитывать разницу между диснеевской доктриной и христианской. Согласно последней, злые силы не могут раскаиваться в своих поступках. Их выбор уже определён, раз и навсегда. И в природе не существует полу-злых или полу-добрых высших сил (на четверть добрых, на осьмушку и так далее). А также сил, в которых бы эти две полярности органично соединялись.
Финальная битва происходит между папашей-королём и Малефисентой, которой принцесса возвращает украденные крылья. Хэппи-энд состряпан: довольная и счастливая принцесса скачет вместе с Малефисентой и лесной братвой, любовь-мир-дружба-жвачка-зло!!! И не важно, что секунду назад папашу сбросили со стены замка. Тут в перспективе светит власть над лесной нечистью и всякие штучки колдовские… И вообще, подумаешь – родитель сдох.
Вот так, ненавязчиво и не слишком талантливо в сюжетном отношении, в сказке всплывает древняя проказа зороастризма и прочих ересей, гласящих о единстве добра и зла в мире, о необходимости и равноправности того и другого. И вся эта каша из добра-зла размазывается большой ложкой по тарелке, тщательно и чтобы комочки не слипались. К концу просмотра в юных неискушенных мозгах складывается стойкое убеждение: добро – это всё некрасивое, дилетантское, глупое и смешное, а зло – оно умное, любящее, глубоко чувствующее, и с красиво подведёнными глазами Анджелины Джоли… И вообще оно сильнее, мудрее и добрее добра.
Вот такая сказочка. Если не считать того, что она лжива от начала и до конца… то в остальном, прекрасная маркиза, всё хорошо.
Комментарии (12)
RSS свернуть / развернуть